Grand Theft Auto (GTA в простонародье), также известная как одна из самых популярных компьютерных игр, созданных человечеством, давно уже переросла душное понятие "культовый". GTA - это феномен, целое явление. На ее основе пишут диссертации по социологии, причину ее успеха изучают психологи, о ней, перевирая все, что можно, говорят на телевидении. Даже люди, слабо себе представляющие, что такое интерактивные электронные развлечения, знают: "GTA - это где можно угнать любую машину, давить пешеходов и стрелять по кому хочешь". Если оставить за скобками очевидные тезисы о полной свободе и нелинейности, то выяснится очень интересный нюанс: почти все GTA-клоны отчего-то посвящены либо бандитам, либо подонкам, либо и тем, и другим одновременно (см. Scarface: The World is Yours, серию True Crime, Saints Row). То есть получается, что свобода и нелинейность нужны только при условии отрицательного главного героя. На самом деле все еще проще - GTA ценят не только и не столько за свободу, сколько за вседозволенность и безнаказанность. Это вообще центральная тема почти всех Rockstar-игр, и по этому поводу они продолжают высказываться с железобетонным упорством. Анонсированная в этом году Grand Theft Auto 4 (GTA Vice City и GTA San Andreas Rockstar предлагают рассматривать как подразделы Grand Theft Auto 3; кроме того, на PSP также вышли GTA Liberty City Stories и GTA Vice City Stories) станет первой новой GTA за шесть лет (!). Тут важно заметить вот что: третья часть отличалась от первых двух примерно как DOOM 3 от DOOM. Переехав тогда, в 2001 году (речь о PS2-версии, на PC релиз состоялся годом позже), в полное 3D, Rockstar поразили всех в самое сердце - казалось, что так не бывает: ветер носит по улицам газеты, настоящие пешеходы толпятся на Пятой авеню, такси гудят, светофоры работают. Так вот, на последующих трех страницах мы пытаемся понять, насколько серъезно Grand Theft Auto 4 изменит наше представление о том, что такое GTA. Возвращение в Либерти-сити. По приглашению своего двоюродного брата Романа наш новый альтер-эго Нико Белич (Niko Bellic; Нико - сокращенно от "Николай") прибывает в уже подзабытый нами Либерти-сити, чтобы, разумеется, начать новую жизнь. Роман утверждает, что живется в городе свободы просто потрясающе: котеджы, сауны и несовершеннолетние модели входят в обязательный комплект. На деле оказывается, что жизнь Ромы далека от сказочной - он владелец убыточного таксопарка, погряз в долгах и к тому же ввязался в серьезные проблемы с полицией и целым рядом бандитских группировок. Расхлебывать все это придется его брату, то есть нам с вами. Нико - классический GTA-герой, к тому же эмигрант из Восточной Европы (но точно не из России; возможно, из бывшей Югославии), что умножает традиционные геройские качества примерно в два раза. Приехав в Либерти-сити в надежде обрести лучшую жизнь, он случайно попадает в круговорот неприятностей, выпутываться из которого явно предстоит долго и мучительно. Но Нико, конечно, не единственный герой в этой истории. Во-первых, немаловажной фигурой является Малыш Джейкоб, старый друг Романа, у которого всегда можно достать необходимое оружие. Во-вторых, Фрэнсис Макрири, продажный коп, который прекрасно осведомлен о неком преступлении, совершенным Нико в далеком прошлом. Ну и, в-третьих, это девушка Лола, роль которой пока неизвестна. Зато по поводу Лолы есть куда более ошеломляющие новости. Украинская певица Руслана, победительница конкурса "Евровидение-2004", официально подтверждена в качестве голоса героини. Мало того, во внутриигровом радио можно будет услышать некоторые песни Русланы (кроме нее, заявлен также русский хип-хоп!). Сам Либерти-сити с момента нашей последней встречи протерпел множество изменений и стал еще больше походить на свой прототип - Нью-Йорк. Воссозданы практически все ключевые районы и достопримечательности. Так, Бруклин превратился в Брокер, Манхэттен - в Элгонкин, Квинс теперь называется не иначе как Дюкс, Нью-Джерси перевоплотился в Элдерни, ну а Бронкс стал Бохэном. Что касается достопримечательностей, то Статуя Свободы тут называется Статуей Счастья. Дебютный рекламный ролик GTA 4 тут же умудрился наделать шуму: под музыку классического минималиста Филиппа Гласса (использовалась в фильме "Койянискаци: Жизнь вне баланса"; местами тизер его откровенно цитировал) камера демонстрировала трехмерные виды Либерти-сити, которые многие тут же приняли за Нью-Йорк. Проблема состояла в том, что показ достопримечательностей снабжался комментарием Нико: "Я убивал людей, похищал людей, продавал людей. Возможно, здесь все будет по-другому". Мэр Нью-Йорка тут же выступил с осуждающей речью и сообщил, что не позволит выставлять Нью-Йорк как международную столицу криминала, но у Rockstar на это вот уже есть заготовленный шесть лет назад ответ: "У нас никакой не Нью-Йорк, а Либерти-сити". Сама по себе территория в GTA 4 окажется меньше, чем в GTA San Andreas. Разработчики подтверждают эту информацию, добавляя, что уменьшение территории только пошло Либерти-сити на пользу - город теперь куда плотнее заселен и проработан. И если в том же Сан-Андреасе вы легко могли обнаружить совершенно пустое и никому не нужное километровое поле, то тут ничего подобного не предвидется. Правда, в этой связи пришлось отказаться от самолетов - в пределах Либерти-сити на них просто некуда летать. Вертолеты, впрочем никто не отменял. Nextgen? Уже хочу! GTA 4 работает на собственном движке авторства Rockstar North, который называется RAGE (см. его в Rockstar Games presents Table Tennis для Xbox 360). С технологиями у Rockstar всегда, кстати, была некоторая заминка. Измученный и чуть ли не изнасилованный ими движок RenderWare (на котором продолжают выходить многие Rockstar-проекты - например, The Warriors, Bully) для консолей нового поколения, конечно, не подходит. Но вот по гамбургскому счету скриншоты из четвертой не выглядят каким-то заоблачным приветом из будущего. С другой стороны, детализованные модели (особенно хорошо удались персонажи первого плана), четкие текстуры, сочные эффекты - все это имеется. И самое главное - благодаря соответствующим технологиям мы получим, наконец, нормальную дальность прорисовки. То есть курьезных ситуаций с появившимся из ниоткуда столбом уже не возникнет. Отдельных дифирамбов заслуживает анимация - в качестве физического движка используется модная сегодня технология Euphoria (она же задействована в грядущем Star Wars: Force Unleashed). С ней разработчики могут моделировать моторную функцию тела, не опираясь на заранее созданную анимацию. Проще говоря, то, как Нико будет бежать, идти или ползти, зависит от рельефа, покрытия, угла наклона и еще множества факторов. Появляющиеся из воздуха автомобили и пешеходы (еще одна больная тема GTA) также будет решена. Обещается некое подобие Radiant AI из The Elder Scrolls 4: Oblivion. То есть у каждого жителя (теперь с уникальной внешностью!) будут свои цели. Только не глобальные, а локальные - вроде "подойти, купить мороженое, сесть на скамейку и съесть его". А теперь представьте, что эти самые цели (совершенно разные, разумеется) одновременно выполняет 100 человек. А то и 1000. То же самое касается машин - если уж вы заметили краем глаза авто, то оно не растворится в воздухе за ближайшим поворотом, а обязательно где-нибудь припаркуется. Следующий пункт в нашем списке радости от новых технологий - эволюционный рост возможностей. Заходить теперь можно в куда как большее количество зданий, чем раньше. В некоторых небоскребах можно бродить по этажам. Привычная вещь вроде угона автомобилей теперь выглядит иначе - порой надо будет взламывать замки (будет ли это обставленно в виде мини-игры, пока неясно), а также выбивать стекла, чтобы открыть дверь с внутренней стороны. Ну и геймплей. В этот раз создание игрового процесса проходит под девизом "избавимся от всех условностей!". Так, жертвы и объекты заданий не будут обозначены красными маркерами, как это было раньше. То есть если вам надо убить человека, который в это время находится в толпе, - придется самому вычислять, кто из людей ваша цель. Самый простой способ - позвонить ему на мобильный (если есть номер). Кстати о мобильном - теперь у него в игре крайне важная роль. Во-первых, с помощью мобильника можно заказать такси. Во-вторых, на камеру телефона делаются скриншоты. В-третьих, на мобильном отображаются все ваши текущие задания (а их можно выполнять по несколько штук одновременно). В-четвертых, с мобильника можно звонить сюжетным персонажам, а также принимать от них звонки и SMS. Экшен тоже претерпел серьезные изменения. Нико может использовать любой объект в качестве укрытия, то есть припадать к нему и стрелять, скажем, из-за машины - как прицельно, так и наугад. Таскать с собой целую прорву оружия в невидимом кармане будет невозможно. Кстати, большая часть укрытий, из которых может стрелять Нико, и часть декораций вполне себе разрушаема. Изменились взаимоотношения с полицией. Рейтинг ее агрессивности снова представлен шестью звездами, но теперь у копов имеется радиус действия, в пределах которого они могут вас поймать. Чем тяжелее преступление, тем радиус больше. Действовать блюстители порядка будут более слаженно - разработчики консультируются с настоящими полицейскими. Но вместо условного перекрашивания машины (которое работало даже на глазах у всего районного ополчения) вы сможете просто сменить авто в безлюдном квартале - этого будет достаточно. Зато пешеходы научились докладывать о взломе и угоне припаркованных автомобилей. Такси теперь играет важную роль в вашем процессе становления как криминального магната. Оно не только может довести Нико в любую точку города, но и в случае ранения автоматически доставит в ближайшую больницу, а если голодны - в закусочную (есть нашему герою попрежнему придется). Кроме такси, имеется общественный транспорт (автобусы и поезда), которым также можно пользоватья и который ходит по расписанию (висит на любой остановке). В Либерти-сити наконец провели повсеместный интернет - выход в онлайн возможен практически с любого компьютера (но и старое доброе интернет-кафе из GTA 3 никуда не делось). Через Всемирную паутину закупается оружие, находятся новые задания и посещается сайт знакомств. И на закуску, одна из главных новостей для поклонников - в GTA 4 будут лицензированные машины! Уже объявлены: Ferrari, Porsche Carrera, Volkswagen Jetta, BMW и "Мустанги". На данный момент GTA 4 официально анонсирована только для Xbox 360 и PS3. Но в том, что игра появится и на компьютерах, сомневаться не приходится - вопрос только когда. Эксклюзивный контент (ситуация не ограничивается банальными машинами, оружием и уровнями - Microsoft всерьез заявляют о новых эпизодах, каждый из которых добавляет до 10 часов геймплея) будет доступен только для Xbox 360-версии. В Rockstar говорят: "Если вы в конце концов хотите увидеть GTA 4 во всем своем великолепии, придется конечно купить приставку Microsoft". Паниковать по этому поводу не стоит - это привычные маркетинговые игры, которые нас с вами слабо касаются. Тем более что PC - ближайший родственник Xbox 360. Версия для консолей, кстати, должна выйти уже этой осенью, но не так давно случился перенос на весну 2008 года. Это, скорее всего, означает, что нам с вами придется ждать до 2009 года. Та еще пытка, конечно, но "Игромания" обещает держать вас в курсе, и мы обязательно сделаем подробный разбор консольной версии. А то у некоторых, знаете ли, нервы сдают.
|