Вівторок, 23.04.2024, 16:56
місто Деражня (неофіційний сайт)
Вітаю Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Новини міста [88]
Культурне життя [105]
Спортивне життя [13]
Видатні постаті [13]
Деражня на TV [14]
Історія міста [19]
TV-43 [45]
Наш опрос
Яким мобільним оператором ви користуєтесь?
Всього відповідей: 779
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входа
Головна » 2013 » Квітень » 20 » Цікаве про наше місто
12:12
Цікаве про наше місто

Перша згадка відноситься до XVІст. Назва походить від давньоруського слова, що означає обробку деревини. У 1614р. королем Сигізмундом ІІІ надане магдебурзьке право. У XVІІст. належало гетьманові Івану Виговському. 
Фаина Браверман 

 Деражня: история, люди, события*

История еврейских местечек в Украине развивалась по определенному стереотипу: начиналось с небольших поселений евреев, их посте­пенного расцвета. Затем появлялся мешимед в лице Хмельницкого, Петлюры, и местечко замирало от ужаса и скорби. Через какое-то время местечко вновь оживало, пока не появился мешимед в лице Гитлера, и жизнь еврейских местечек в Украине трагично и необратимо угасла.
История каждого местечка уникальна и неповторима. Читатель смо­жет в этом убедиться на примере местечка, о котором идет речь в нашем очерке.

Как свидетельствуют историко-архивные материалы, местечко Де­ражня было основано в начале XVI века выходцами из Кальной Деражни, что означает «место первичной обработки дерева». В эпоху Речи Посполитой Деражня - местечко Подольского воеводства Летичевского повета. Оно расположено между Волынью и Подолией, вписываясь в золотую россыпь еврейских поселений: Меджибож, Шаргород, Но­вая Ушица, Смотрич, Дунаевцы, Летичев...

Евреи поселились в Деражне до хмельниччины, занимались торгов­лей, арендой, подрядами, ремеслами. В 1614 году местечко получило право на самоуправление, соответствующие льготы и звание города, что послужило толчком к быстрому его развитию. Однако разорения еврейского населения во время хмельниччины в 1661 году и гайдамаччины опустошили местечко, превратили его в руины. Позже еврей-ская община стала восстанавливаться. Появилась здесь и караимская община. Отметим, в Деражне родился караимский ученый Иосиф Бен Самуил Бен Исаак. Он вошел в историю как караимский лидер, усилиями которого произошло сближение крымских и галицких караимов, за что он был наречен званием «Га Машбир», в переводе - «снабжающий хлебом». Большую часть жизни он прожил в Галиче. Умер в 1700 году.

XVII—XVIII век - время мессианских еретических течений. На их волне католики, в том числе епископ Дембовский, стремились обратить евреев в свою веру. В 1757 году в Деражне и других местечках были конфискованы книги Талмуда и сожжены на площади города Каменца. Но еврейские традиции оказались сильнее обстоятельств. Евреи регио­на сохранили свою веру.

* В 1998 году я вместе с Инной Крайзман, написал очерк о Деражне - местечке, где родилась моя мать. Он был дважды опубликован. Один раз упустили ее фамилию, второй раз не поставили ее имя первой - не по моей вине. Я перед Инной извинился. Ее вклад в наше небольшое исследование куда больше моего.

По некоторым архивным данным удалось в определенной мере восстановить образ жизни, имена и события той далекой эпохи. Наиболее раннее имя раввина Деражни, известное нам - Меир Гершкович. Он участвовал в переписи еврейского населения совместно с Шабсаном Зеликовичем - квартальным и Беркой Гершковичем - школьником, знавшим грамоту.

Деражнянский кагал был небогатым, для уплаты налогов приходилось одалживать деньги у костелов и помещиков.

Евреи и дело Кармелюка
Начало XIX века - время больших социальных потрясений. Деражня и ее еврейское население упоминается во многих судебных доку­ментах 1812-1841 годов, впервые обнародованных в связи с 200-лети-ем со дня рождения Устима Кармелюка в 1987 году. Его бунтарская деятельность охватывала 1812-1835 годы.
Пухлые папки документов (одно из дел имеет 1736 листов) раскрывают драматизм событий той поры. Один из судебных процессов про­тив еврейского кагала Деражни возбудила арендатор Поплинская, об­виняя кагал в содействии Кармелюку и в троекратном поджоге ее дворца, в разрушении экономии. Она потребовала возмещения убытков. Судебный процесс длился в 1833-1835 годах и продолжался даже после гибели Кармелюка.

Среди подсудимых в Летичевском суде было 79 человек, 30 из них - евреи Деражни. К примеру, Хаим Лейбович Фалик - за участие в нападении на экономию Поплинской был осужден к 25 ударам батогом и отдан в Николаевские арестантские роты. Ицко Корф, Лейба Фурман, Меир Гофштейн по тому же обвинению были сосланы в Сибирь.

В протоколах другого дела фигурирует житель Деражни Лейба Вайнбаум, передававший Кармелюку сведения об операциях полиции по выслеживанию и поимке его отряда. Жену его Бейлу обвинили в укрытии Кармелюка и его приближенных, а мать Вайнбаума в том, что она знала обо всем и не доложила полиции. Женщины в обвинениях не сознались. Их наказали батогами и отпустили. Прятала кармелюковцев и семья Герш-Лейбы Спивака. Их выдали и арестовали.

Расцвет местечка
Со временем стихия народного бунта улеглась, жизнь в Деражне потекла в старом русле.
В ту пору на ее пыльных улицах можно было увидеть роскошную карету, запряженную вороными, которую сопровождала толпа христианской и еврейской голытьбы, приветствуя величественную Александ­ру Оленину, бывшую первую красавицу Петербурга и пассию Пушкина. Старость она провела в Деражне и Корце.

В 1847 году Деражнянское еврейское общество составляло 332 че­ловека. В местечке было 37 магазинчиков, владельцами которых были преимущественно евреи. Основная масса еврейского населения жила в нищете. Были и такие, кто пускался на авантюры. В 1858 году полиция арестовала некоих Лабеса и Мазура по обвинению в распростране­нии фальшивых кредитных билетов.

По переписи 1897 года все население Деражни насчитывало 1497 человек, из них 51 процент составляли евреи (770 человек). Они занимались преимущественно местной и транзитной торговлей, связывая сельскохозяйственный сектор с потребительским. Обеспечивали сельскую экономику наличными деньгами. Принимали участие в строительстве и сбыте продукции действовавших в Деражне сахароварни, вино­курни, кирпичного завода, броварни. В процессе благоустройства местечка в 1899 году была замощена рыночная площадь и ближайшая улица.

Благодаря строительству железнодорожной линии, проходящей че­рез Деражню, интенсифицировалась торговля, наблюдался рост насе­ления. Событийным центром стала привокзальная улица с ее складами, магазинами и целым классом предприимчивых людей. Они обеспечивали оптовый транзит хлеба, фруктов в Германию, Австрию и мелкие поставки на местные рынки Хмельнитчины. В 1907 году воз­никло кредитно-сберегательное общество, инвестировавшее различные инициативы. Станция Деражня к 1914 году пропускала 1500 вагонов хлеба. Из них 1100 покупались у помещиков, а 400 у крестьян.

Еврейское население Деражни участвовало на всех этапах этого про­цесса. Начиная от сортировки продуктов и частной торговли до банковских операций и инвестиций. Большая часть населения кормилась от привокзальных профессий: комиссионеры, приказчики, маклера. Извоз - дореволюционное еврейское ремесло - стал массовым. Под­рабатывали здесь и извозчики из других местечек. Балагулы Деражни, Меджибожа отличались говорком.

В произведении «Дер дайч» («Немец»), написанном в 1902 году, Шолом-Алейхем со свойственным ему юмором рассказывает устами своего героя. «Сам я из Деражни, маленького штетла Подольской губер­нии, совсем крошечный штетл; а сейчас Деражня уже почти город, с железной дорогой, станцией, вокзалом... Когда Деражня стала станцией, нам весь мир позавидовал: шутка ли, железная дорога! Казалось, она станет источником парнусе, золото можно будет загребать пригор­шнями, все станут счастливыми! Евреи из окрестных деревень переез­жали в город; балебатым занялись ремонтом своих домов, строитель­ством новых лавок, вздорожало мясо... Балагулы поначалу взбунтовались, но их мнения никто не спрашивал. Проложили рельсы, поставили на них вагоны, построили вокзал, повесили колокол, прибили табличку «Станция Деражня», и можете жаловаться». (Перевод наш.)

Образование и культура
Основным языком общения среди евреев был мамэ-лошн - идиш. Значение этого языка невозможно переоценить. Я вырос в идишской среде и, хотя ходил в украинскую школу, но с товарищами в играх, а позже, как теперь говорят на тусовках, мы общались в основном на идиш. Я уже писал и еще раз напомню. Более 50 лет языком общения был для меня русский, и как только я попал в еврейскую среду, мамэ-лошн восстанвился в моем сознании.

Доктор Клепфиш (Израиль) в газете «Форвертс» писал: «Идиш - один из наиболее богатых языков нашей цивилизации. В конце 40-х годов ООН рассматривала возможность его объявления языком меж­дународного общения. Идиш - не только язык, но и целая культура, образ жизни. Идиш сыграл особую роль в сохранении еврейского народа. И если религия, решая задачу сохранения еврейского народа, выполняла функцию внутренней крепостной стены, на долю языка идиш выпала роль внешней стены, защищавшей, (от ассимиляции - С.А.) не только евреев Восточной Европы, но и эмигрировавших от­туда на другие континенты, от растворения в окружающих народах».

Кроме хедера с 1865 года в Деражне еврейские дети могли посе­щать одноклассное земское училище. В 1903 году открылось частное еврейское училище для девочек. Его основатель Р. Табачник набрал 45 учениц для обучения по новой программе.

В те годы началась эпоха распространения сионистских идей. Мо­лодежь была охвачена новыми веяниями (Талмуд - Торы в Деражне не было). Появился сионистский кружок «Халицей сион». В 1905 году по инициативе Михеля Рубинштейна была организована библиотека и различные кружки. В архивных документах она называется «Библио­тека из русских и иностранных книг» (так в те времена называли книги на идиш и иврите).

Библиотека быстро стала культурным очагом Деражни. На ее базе родился театрально-концертный коллектив. Читателей насчитывалось свыше 140 человек, и они делились на два типа - месячные и дневные (с разницей в оплате). Дневные читатели платили одну копейку за книгу, месячные 20 копеек, плюс один рубль залог. В то же время 25 про­центов читателей-бедняков обслуживались бесплатно. Каталоги были составлены на трех языках: русском, идиш и иврите. 40 читателей пре­имущественно брали книги на идиш, 15 - на иврите, 50 - на русском. В фонде были Герцль, Ахад Гаам, Фруг и др. Еврейские журналы «Восход», «Еврейская жизнь», «Книжки Восхода». На русском языке были представлены Вересаев, Гончаров, Гоголь, Герцен, Жюль Берн...

Для пополнения фонда эта провинциальная библиотека вела пере­писку и получала посылки с новыми изданиями из Санкт-Петербурга (от фирмы «ЭЗРА» - еврейской книжной торговли), с «Обществом распространения просвещения меж евреями России» (СПб), фирмой И.И.Базлов «Книжное дело». Пополнение фонда было важным усло­вием интеллектуального роста читателей. Библиотека представляла со­бой уютную комнату с четырьмя книжными шкафами и четырьмя сто­лами. Общались читатели между собой на идиш. Контролер Моисей Добцис следил за порядком, кассир Шустер записывал новые денеж­ные поступления. В 1905 году годовая оплата за пользование библиоте­кой составляла 122 рубля. Весомым пополнением кассы были платные спектакли и концерты, которые дали в 1905 году доход 74 рубля. Ре­пертуар театра представляли спектакли «Еврей» Чирикова и «Юбилей» Чехова.

Основными читателями и артистами были члены тайного сионистского кружка, которыми руководили Ямпольский и Шапиро. К еврейскому очагу культуры тянулась учащаяся молодежь. Заглядывали сюда и дети богачей с Вокзальной улицы: Калюжного, Зильбермана, Цукермана. Привлекала их демократичность библиотеки. Ведь должность библиотекаря была выборной.

В 1908 году И.Ашкенази открыл еврейскую типографию. В 1910 го­ду общее население Деражни составляло 4884 жителя, из них 3533 ев­реи, т.е. 74 процента.

Первая мировая и ее последствия
Первая мировая война разорительно отразилась на жизни населе­ния. Затем новая пора тяжких испытаний - революция и гражданская война. Моя мама рассказывала о той поре... Она помогала брату, который имел небольшую продовольственную лавку. «Сельдь делили на три части, кусок мыла на 8 частей. Сахар, соль, масло продавали на лоты (четверть фунта). Бедняки покупали все очень малыми порциями и большинство на список (в кредит).

Советская власть была установлена в Деражне в декабре 1917 года. Комендантом Деражни стал большевик С.Н.Шиндер. Во время граж­данской войны власть в Деражне переходила то к немцам, то к петлюровцам... Не избежала Деражня и погромов. Один из них - петлюровский - произошел 17-18 ноября 1920 года.

Мама писала в своих воспоминаниях: «Одно время Петлюра со сво­им войском размещался в Деражне. Его войска никого не трогали, лишь вылавливали большевиков. В нашем доме жил офицер с денщиком. К нам доходили сведения, что в Проскурове петлюровцы вырезали всех евреев. Было у нас тяжелое предчувствие...

27 или 28 октября (мама писала свои воспоминания в 1982 году и вполне могла ошибиться) в 7 часов вечера двери были закрыты. Вдруг ворвались к нам бандиты. Мама увидела, что дело плохо, и велела мне и Якову (брату) бежать через черный ход. Был глубокий снег. Запыхавшись, мы добежали до квартиры моей подруги Лизы Ройтман. Нас впустили. Там уже было много людей. Крики несчастных были слыш­ны на все местечко. Они изнасиловали мою мамочку. Она боролась с ними за мою младшую сестричку, которую сильно мучили. Они удари­ли ее шашкой и тяжело ранили. Рано утром петлюровцев уже не было. Опять возвратились большевики. Когда мы вернулись домой, то увиде­ли, что моя мамочка лежит на улице возле дома без сознания. А моя сестренка Пейса была так травмирована, что не могла говорить. Через месяц мама умерла, а сестренка тронулась умом и весь остаток жизни провела в Винницкой психбольнице».

Советская власть в Деражне
Наконец, настало мирное время. В первые годы советской власти по-прежнему действовали хедеры, но постепенно они вынуждены были уйти в подполье. Меламед Горелик стал надомным учителем в богатых семьях. Действовало 7 молитвенных домов и синагога. Суетился «кошерный мирок» и в новых условиях. Новая администрация вела официальную документацию на еврейском и украинском языке. Заметным лидером сионистского движения был Давид Шейхетман. Был создан еврейский комсомол. НЭП то вводили, то отменяли. То разоряли, национализировав собственность, то возвращали, давая шанс населению.

Деражня в 1925 году стала «маленькой столицей» - центром райо­на. Ее население уже насчитывало 5,5 тысячи человек, из них 4204 ев­рея. Затем Деражня была преобразована в окружной центр. В округ входило 70 населенных пунктов, еврейское население которых состав­ляло 50 процентов. В округе функционировали 63 кустарно-ремесленных учреждения: 27 портняжных, 58 сапожных, 13 сельскохозяйственных. Вот данные о занятости евреев: 17,6 процента рабочих, 13,5 процента служащих, 19,2 процента собственников. Было создано товарищество по совместной обработке земли «Серп», а в 1929 г. два ев­рейских колхоза - им. «12 октября» и «Красный казак». Позже, в 1930 году, колхоз им. Лютера. Промартель евреев-кустарей «Новая жизнь» обеспечивала округ строительными материалами. Но проблем было много, экономика резко упала. Заготовка хлеба в 1929 году со­кратилась в 20 раз.

Частный сектор по-прежнему притеснялся. Всего в Деражне был один частный мануфактурный магазин, две мясных лавки (до 1914 года их было 20). В бывших богатых магазинах Гладштейна, Розенфельда - разорение, торговля с нагрузкой ненужных товаров. Кустарь до революции считался чернью, революция вознесла кустаря во властные структуры на всех уровнях.

Известно, что сыновьями сапожников или самими сапожниками были: Сталин, Фрунзе, Косиор, Каганович, Мехлис, Камо, Постышев и многие другие начальники рангом пониже.

Структура и сфера занятости населения, по данным книги «Дераж­ня» И.Вайцблита, изданной в 1929 году: населения старше 18 лет -1761 человек, из них кустарей - 294, служащих - 169, крестьян - 3, батраков-евреев - 30, строителей - 23, швей - 45, портных - 40, кожевников - 6, сапожников - 35, столяров - 30, кузнецов - 20, хлебопеков - 20, извозчиков - 17, жестянщиков - 6, печников - 5, парикмахеров - 8, шапочников - 9 и др.

Многие евреи сменили род деятельности и включились в сельскохозяйственное производство. 50 семей организовали артель по выращиванию табака. Такого рода деятельность была связана с множеством про­блем. Например, с получением лицензии. Давали ее только тем, кто имел право голоса. 90 процентов населения ее не имели. Проблема была с получением ссуды на приобретение реманента, семян. Плата за аренду земли поглощала ссуду.

Как же выживали артели? Помогало американское землячество. Родственники ежемесячно пересылали деражнянцам 1000 рублей, но это не спасало от нищеты. В 1929 году для закупки мацы пришлось оказать помощь 200 семьям, в том числе в прошлом богатым обеспеченным семьям с Привокзальной улицы. Действовало 5 заводов, но оборот был копеечный. Так, например, владелица завода сельтерских вод Амчиславская не в состоянии была оплатить место в синагоге и продала его за 6 рублей. Молодежь в поисках работы устремляется на Донбасс.
Трудности и бедность было принято скрывать. Желаемое благопо­лучие выдавалось за действительное. По улицам Деражни браво мар­шировал оркестр под управлением энтузиаста Оси. Гремели бравурные марши.
Деражня тяжко перенесла голод 1932-1933 годов и эпоху репрессий. Нелепую трагедию страны, коварство строя, беспощадную маши­ну коммунистических репрессий ярко и талантливо покажет спустя 60 лет уроженец Деражни кинорежиссер Аронович Семен Давидович во всемирно известном фильме «Большой концерт народов», или «Дыхание Чейнстокса», снятом в 1991 году.
А затем война, оккупация. Немцы вошли в местечко 11 июля 1941 года. Евреев согнали в гетто. На учет было взято 1848 человек. Всем приказали носить желтую звезду. Люди погибали в гетто от истоще­ния. В сентябре 1941 года в один день было расстреляно на окраине местечка 1500 евреев (сейчас там установлен скромный обелиск). В 1942 года на рубеже сентября - октября гетто было ликвидировано. По различным данным гитлеровцы уничтожили 3814 евреев. Там же погибли 400 евреев, которых пригнали из Волковинецкого района.
Что осталось от прежней Деражни

В настоящее время в Деражне проживает лишь несколько еврейских семей. В 1985 году я с матерью посетил Деражню. Она показала мне улицу, на которой они жили, и место, где стоял их домик. Показала домик своей подруги Сони, с которой дружила всю жизнь, домик, в котором они, к счастью, пережили погром (в нем в те далекие годы была парикмахерская). Мы также побывали на старом еврейском клад­бище, где похоронена ее мать, и посетили место, где гитлеровцы расстреливали евреев.
Теперь о маминой подруге Соне. В большой Сониной семье, куда нередко заходила мама, было четыре сестры и три брата. Мать запомнила не все имена, лишь Иду и Риву, сыновей Самуила и Григория. Ида, самая младшая, впоследствии вышла замуж за Давида Кобзона, и у них в 1937 году родился сын Иосиф, песни которого мы так любим слушать. На фото: Ида, сестра Иосифа Гелена и и ее дочь Дина. У ме­ня хранится несколько фотографий юного Иосифа и его родственников, которые Соня регулярно присылала маме. Жила она в Одессе. Ее очень любил Иосиф и часто навещал.
Итак, Деражня дала Украине семью в которой родился Иосиф Коб­зон, бывший чемпион Украины среди юношей по боксу, знаменитый певец и политический деятель. Он неоднократно избирался в высший законодательный орган Советского Союза, а в 1996 году - в Государ­ственную думу России.

В 60-е годы в Деражне был создан Еврейский общественный комитет, который под руководством профессора Бирмана, выходца из этого местечка, организовал перезахоронение жертв. На средства, собранные выходцами из Деражни, был установлен обелиск, а также мемориал, который был открыт в сентябре 1970 года.

Памятником многим поколениям деражнянских евреев осталось старинное кладбище. Во время посещения Деражни в 1985 году мы с мамой побывали на нем в последний день Шавуот. Сюда пришло и приехало много евреев. Не все смогли найти могилы своих предков. Местный старожил, владеющий древнееврейским, еле успевал находить посетителям могилы. Местный шамес, переходя от надгробия к надгро­бию, читал молитву Изкор, некоторые сами читали эту молитву.

На этом кладбище сохранились монументальные надгробия, отре­шенные от нашей суеты. 200 лет назад крепкие руки еврея-камнереза воплотили, по-видимому, в изящных колонках и арках свое представ­ление о легендарном Иерусалимском Храме. Графичные надписи – воплощенный Кадиш. Покрытые нежным ковром мха и зеленой растительности, они как бы охраняют Вечный Покой усопших.

ДЕРАЖНЯ

Перша згадка відноситься до XVІст. Назва походить від давньоруського слова, що означає обробку деревини. У 1614р. королем Сигізмундом ІІІ надане магдебурзьке право. У XVІІст. належало гетьманові Івану Виговському.

Фаина Браверман
Деражня: история, люди, события*
История еврейских местечек в Украине развивалась по определенному стереотипу: начиналось с небольших поселений евреев, их посте¬пенного расцвета. Затем появлялся мешимед в лице Хмельницкого, Петлюры, и местечко замирало от ужаса и скорби. Через какое-то время местечко вновь оживало, пока не появился мешимед в лице Гитлера, и жизнь еврейских местечек в Украине трагично и необратимо угасла.
История каждого местечка уникальна и неповторима. Читатель смо¬жет в этом убедиться на примере местечка, о котором идет речь в нашем очерке.
Как свидетельствуют историко-архивные материалы, местечко Де¬ражня было основано в начале XVI века выходцами из Кальной Деражни, что означает «место первичной обработки дерева». В эпоху Речи Посполитой Деражня - местечко Подольского воеводства Летичевского повета. Оно расположено между Волынью и Подолией, вписываясь в золотую россыпь еврейских поселений: Меджибож, Шаргород, Но¬вая Ушица, Смотрич, Дунаевцы, Летичев...
Евреи поселились в Деражне до хмельниччины, занимались торгов¬лей, арендой, подрядами, ремеслами. В 1614 году местечко получило право на самоуправление, соответствующие льготы и звание города, что послужило толчком к быстрому его развитию. Однако разорения еврейского населения во время хмельниччины в 1661 году и гайдамаччины опустошили местечко, превратили его в руины. Позже еврей-ская община стала восстанавливаться. Появилась здесь и караимская община. Отметим, в Деражне родился караимский ученый Иосиф Бен Самуил Бен Исаак. Он вошел в историю как караимский лидер, усилиями которого произошло сближение крымских и галицких караимов, за что он был наречен званием «Га Машбир», в переводе - «снабжающий хлебом». Большую часть жизни он прожил в Галиче. Умер в 1700 году.
XVII—XVIII век - время мессианских еретических течений. На их волне католики, в том числе епископ Дембовский, стремились обратить евреев в свою веру. В 1757 году в Деражне и других местечках были конфискованы книги Талмуда и сожжены на площади города Каменца. Но еврейские традиции оказались сильнее обстоятельств. Евреи регио¬на сохранили свою веру.
* В 1998 году я вместе с Инной Крайзман, написал очерк о Деражне - местечке, где родилась моя мать. Он был дважды опубликован. Один раз упустили ее фамилию, второй раз не поставили ее имя первой - не по моей вине. Я перед Инной извинился. Ее вклад в наше небольшое исследование куда больше моего.
По некоторым архивным данным удалось в определенной мере восстановить образ жизни, имена и события той далекой эпохи. Наиболее раннее имя раввина Деражни, известное нам - Меир Гершкович. Он участвовал в переписи еврейского населения совместно с Шабсаном Зеликовичем - квартальным и Беркой Гершковичем - школьником, знавшим грамоту.
Деражнянский кагал был небогатым, для уплаты налогов приходилось одалживать деньги у костелов и помещиков.
Евреи и дело Кармелюка
Начало XIX века - время больших социальных потрясений. Деражня и ее еврейское население упоминается во многих судебных доку¬ментах 1812-1841 годов, впервые обнародованных в связи с 200-лети-ем со дня рождения Устима Кармелюка в 1987 году. Его бунтарская деятельность охватывала 1812-1835 годы.
Пухлые папки документов (одно из дел имеет 1736 листов) раскрывают драматизм событий той поры. Один из судебных процессов про¬тив еврейского кагала Деражни возбудила арендатор Поплинская, об¬виняя кагал в содействии Кармелюку и в троекратном поджоге ее дворца, в разрушении экономии. Она потребовала возмещения убытков. Судебный процесс длился в 1833-1835 годах и продолжался даже после гибели Кармелюка.
Среди подсудимых в Летичевском суде было 79 человек, 30 из них - евреи Деражни. К примеру, Хаим Лейбович Фалик - за участие в нападении на экономию Поплинской был осужден к 25 ударам батогом и отдан в Николаевские арестантские роты. Ицко Корф, Лейба Фурман, Меир Гофштейн по тому же обвинению были сосланы в Сибирь.
В протоколах другого дела фигурирует житель Деражни Лейба Вайнбаум, передававший Кармелюку сведения об операциях полиции по выслеживанию и поимке его отряда. Жену его Бейлу обвинили в укрытии Кармелюка и его приближенных, а мать Вайнбаума в том, что она знала обо всем и не доложила полиции. Женщины в обвинениях не сознались. Их наказали батогами и отпустили. Прятала кармелюковцев и семья Герш-Лейбы Спивака. Их выдали и арестовали.
Расцвет местечка
Со временем стихия народного бунта улеглась, жизнь в Деражне потекла в старом русле.
В ту пору на ее пыльных улицах можно было увидеть роскошную карету, запряженную вороными, которую сопровождала толпа христианской и еврейской голытьбы, приветствуя величественную Александ¬ру Оленину, бывшую первую красавицу Петербурга и пассию Пушкина. Старость она провела в Деражне и Корце.
В 1847 году Деражнянское еврейское общество составляло 332 че¬ловека. В местечке было 37 магазинчиков, владельцами которых были преимущественно евреи. Основная масса еврейского населения жила в нищете. Были и такие, кто пускался на авантюры. В 1858 году полиция арестовала некоих Лабеса и Мазура по обвинению в распростране¬нии фальшивых кредитных билетов.
По переписи 1897 года все население Деражни насчитывало 1497 человек, из них 51 процент составляли евреи (770 человек). Они занимались преимущественно местной и транзитной торговлей, связывая сельскохозяйственный сектор с потребительским. Обеспечивали сельскую экономику наличными деньгами. Принимали участие в строительстве и сбыте продукции действовавших в Деражне сахароварни, вино¬курни, кирпичного завода, броварни. В процессе благоустройства местечка в 1899 году была замощена рыночная площадь и ближайшая улица.
Благодаря строительству железнодорожной линии, проходящей че¬рез Деражню, интенсифицировалась торговля, наблюдался рост насе¬ления. Событийным центром стала привокзальная улица с ее складами, магазинами и целым классом предприимчивых людей. Они обеспечивали оптовый транзит хлеба, фруктов в Германию, Австрию и мелкие поставки на местные рынки Хмельнитчины. В 1907 году воз¬никло кредитно-сберегательное общество, инвестировавшее различные инициативы. Станция Деражня к 1914 году пропускала 1500 вагонов хлеба. Из них 1100 покупались у помещиков, а 400 у крестьян.
Еврейское население Деражни участвовало на всех этапах этого про¬цесса. Начиная от сортировки продуктов и частной торговли до банковских операций и инвестиций. Большая часть населения кормилась от привокзальных профессий: комиссионеры, приказчики, маклера. Извоз - дореволюционное еврейское ремесло - стал массовым. Под¬рабатывали здесь и извозчики из других местечек. Балагулы Деражни, Меджибожа отличались говорком.
В произведении «Дер дайч» («Немец»), написанном в 1902 году, Шолом-Алейхем со свойственным ему юмором рассказывает устами своего героя. «Сам я из Деражни, маленького штетла Подольской губер¬нии, совсем крошечный штетл; а сейчас Деражня уже почти город, с железной дорогой, станцией, вокзалом... Когда Деражня стала станцией, нам весь мир позавидовал: шутка ли, железная дорога! Казалось, она станет источником парнусе, золото можно будет загребать пригор¬шнями, все станут счастливыми! Евреи из окрестных деревень переез¬жали в город; балебатым занялись ремонтом своих домов, строитель¬ством новых лавок, вздорожало мясо... Балагулы поначалу взбунтовались, но их мнения никто не спрашивал. Проложили рельсы, поставили на них вагоны, построили вокзал, повесили колокол, прибили табличку «Станция Деражня», и можете жаловаться». (Перевод наш.)
Образование и культура
Основным языком общения среди евреев был мамэ-лошн - идиш. Значение этого языка невозможно переоценить. Я вырос в идишской среде и, хотя ходил в украинскую школу, но с товарищами в играх, а позже, как теперь говорят на тусовках, мы общались в основном на идиш. Я уже писал и еще раз напомню. Более 50 лет языком общения был для меня русский, и как только я попал в еврейскую среду, мамэ-лошн восстанвился в моем сознании.
Доктор Клепфиш (Израиль) в газете «Форвертс» писал: «Идиш - один из наиболее богатых языков нашей цивилизации. В конце 40-х годов ООН рассматривала возможность его объявления языком меж¬дународного общения. Идиш - не только язык, но и целая культура, образ жизни. Идиш сыграл особую роль в сохранении еврейского народа. И если религия, решая задачу сохранения еврейского народа, выполняла функцию внутренней крепостной стены, на долю языка идиш выпала роль внешней стены, защищавшей, (от ассимиляции - С.А.) не только евреев Восточной Европы, но и эмигрировавших от¬туда на другие континенты, от растворения в окружающих народах».
Кроме хедера с 1865 года в Деражне еврейские дети могли посе¬щать одноклассное земское училище. В 1903 году открылось частное еврейское училище для девочек. Его основатель Р. Табачник набрал 45 учениц для обучения по новой программе.
В те годы началась эпоха распространения сионистских идей. Мо-лодежь была охвачена новыми веяниями (Талмуд - Торы в Деражне не было). Появился сионистский кружок «Халицей сион». В 1905 году по инициативе Михеля Рубинштейна была организована библиотека и различные кружки. В архивных документах она называется «Библио¬тека из русских и иностранных книг» (так в те времена называли книги на идиш и иврите).
Библиотека быстро стала культурным очагом Деражни. На ее базе родился театрально-концертный коллектив. Читателей насчитывалось свыше 140 человек, и они делились на два типа - месячные и дневные (с разницей в оплате). Дневные читатели платили одну копейку за книгу, месячные 20 копеек, плюс один рубль залог. В то же время 25 про¬центов читателей-бедняков обслуживались бесплатно. Каталоги были составлены на трех языках: русском, идиш и иврите. 40 читателей пре¬имущественно брали книги на идиш, 15 - на иврите, 50 - на русском. В фонде были Герцль, Ахад Гаам, Фруг и др. Еврейские журналы «Восход», «Еврейская жизнь», «Книжки Восхода». На русском языке были представлены Вересаев, Гончаров, Гоголь, Герцен, Жюль Берн...
Для пополнения фонда эта провинциальная библиотека вела пере¬писку и получала посылки с новыми изданиями из Санкт-Петербурга (от фирмы «ЭЗРА» - еврейской книжной торговли), с «Обществом распространения просвещения меж евреями России» (СПб), фирмой И.И.Базлов «Книжное дело». Пополнение фонда было важным усло¬вием интеллектуального роста читателей. Библиотека представляла со¬бой уютную комнату с четырьмя книжными шкафами и четырьмя сто¬лами. Общались читатели между собой на идиш. Контролер Моисей Добцис следил за порядком, кассир Шустер записывал новые денеж¬ные поступления. В 1905 году годовая оплата за пользование библиоте¬кой составляла 122 рубля. Весомым пополнением кассы были платные спектакли и концерты, которые дали в 1905 году доход 74 рубля. Ре¬пертуар театра представляли спектакли «Еврей» Чирикова и «Юбилей» Чехова.
Основными читателями и артистами были члены тайного сионистского кружка, которыми руководили Ямпольский и Шапиро. К еврейскому очагу культуры тянулась учащаяся молодежь. Заглядывали сюда и дети богачей с Вокзальной улицы: Калюжного, Зильбермана, Цукермана. Привлекала их демократичность библиотеки. Ведь должность библиотекаря была выборной.
В 1908 году И.Ашкенази открыл еврейскую типографию. В 1910 го¬ду общее население Деражни составляло 4884 жителя, из них 3533 ев¬реи, т.е. 74 процента.
Первая мировая и ее последствия
Первая мировая война разорительно отразилась на жизни населе¬ния. Затем новая пора тяжких испытаний - революция и гражданская война. Моя мама рассказывала о той поре... Она помогала брату, который имел небольшую продовольственную лавку. «Сельдь делили на три части, кусок мыла на 8 частей. Сахар, соль, масло продавали на лоты (четверть фунта). Бедняки покупали все очень малыми порциями и большинство на список (в кредит).
Советская власть была установлена в Деражне в декабре 1917 года. Комендантом Деражни стал большевик С.Н.Шиндер. Во время граж¬данской войны власть в Деражне переходила то к немцам, то к петлюровцам... Не избежала Деражня и погромов. Один из них - петлюровский - произошел 17-18 ноября 1920 года.
Мама писала в своих воспоминаниях: «Одно время Петлюра со сво¬им войском размещался в Деражне. Его войска никого не трогали, лишь вылавливали большевиков. В нашем доме жил офицер с денщиком. К нам доходили сведения, что в Проскурове петлюровцы вырезали всех евреев. Было у нас тяжелое предчувствие...
27 или 28 октября (мама писала свои воспоминания в 1982 году и вполне могла ошибиться) в 7 часов вечера двери были закрыты. Вдруг ворвались к нам бандиты. Мама увидела, что дело плохо, и велела мне и Якову (брату) бежать через черный ход. Был глубокий снег. Запыхавшись, мы добежали до квартиры моей подруги Лизы Ройтман. Нас впустили. Там уже было много людей. Крики несчастных были слыш¬ны на все местечко. Они изнасиловали мою мамочку. Она боролась с ними за мою младшую сестричку, которую сильно мучили. Они удари¬ли ее шашкой и тяжело ранили. Рано утром петлюровцев уже не было. Опять возвратились большевики. Когда мы вернулись домой, то увиде¬ли, что моя мамочка лежит на улице возле дома без сознания. А моя сестренка Пейса была так травмирована, что не могла говорить. Через месяц мама умерла, а сестренка тронулась умом и весь остаток жизни провела в Винницкой психбольнице».
Советская власть в Деражне
Наконец, настало мирное время. В первые годы советской власти по-прежнему действовали хедеры, но постепенно они вынуждены были уйти в подполье. Меламед Горелик стал надомным учителем в богатых семьях. Действовало 7 молитвенных домов и синагога. Суетился «кошерный мирок» и в новых условиях. Новая администрация вела официальную документацию на еврейском и украинском языке. Заметным лидером сионистского движения был Давид Шейхетман. Был создан еврейский комсомол. НЭП то вводили, то отменяли. То разоряли, национализировав собственность, то возвращали, давая шанс населению.
Деражня в 1925 году стала «маленькой столицей» - центром райо¬на. Ее население уже насчитывало 5,5 тысячи человек, из них 4204 ев¬рея. Затем Деражня была преобразована в окружной центр. В округ входило 70 населенных пунктов, еврейское население которых состав¬ляло 50 процентов. В округе функционировали 63 кустарно-ремесленных учреждения: 27 портняжных, 58 сапожных, 13 сельскохозяйственных. Вот данные о занятости евреев: 17,6 процента рабочих, 13,5 процента служащих, 19,2 процента собственников. Было создано товарищество по совместной обработке земли «Серп», а в 1929 г. два ев¬рейских колхоза - им. «12 октября» и «Красный казак». Позже, в 1930 году, колхоз им. Лютера. Промартель евреев-кустарей «Новая жизнь» обеспечивала округ строительными материалами. Но проблем было много, экономика резко упала. Заготовка хлеба в 1929 году со¬кратилась в 20 раз.
Частный сектор по-прежнему притеснялся. Всего в Деражне был один частный мануфактурный магазин, две мясных лавки (до 1914 года их было 20). В бывших богатых магазинах Гладштейна, Розенфельда - разорение, торговля с нагрузкой ненужных товаров. Кустарь до революции считался чернью, революция вознесла кустаря во властные структуры на всех уровнях.
Известно, что сыновьями сапожников или самими сапожниками были: Сталин, Фрунзе, Косиор, Каганович, Мехлис, Камо, Постышев и многие другие начальники рангом пониже.
Структура и сфера занятости населения, по данным книги «Дераж¬ня» И.Вайцблита, изданной в 1929 году: населения старше 18 лет -1761 человек, из них кустарей - 294, служащих - 169, крестьян - 3, батраков-евреев - 30, строителей - 23, швей - 45, портных - 40, кожевников - 6, сапожников - 35, столяров - 30, кузнецов - 20, хлебопеков - 20, извозчиков - 17, жестянщиков - 6, печников - 5, парикмахеров - 8, шапочников - 9 и др.
Многие евреи сменили род деятельности и включились в сельскохозяйственное производство. 50 семей организовали артель по выращиванию табака. Такого рода деятельность была связана с множеством про¬блем. Например, с получением лицензии. Давали ее только тем, кто имел право голоса. 90 процентов населения ее не имели. Проблема была с получением ссуды на приобретение реманента, семян. Плата за аренду земли поглощала ссуду.
Как же выживали артели? Помогало американское землячество. Родственники ежемесячно пересылали деражнянцам 1000 рублей, но это не спасало от нищеты. В 1929 году для закупки мацы пришлось оказать помощь 200 семьям, в том числе в прошлом богатым обеспеченным семьям с Привокзальной улицы. Действовало 5 заводов, но оборот был копеечный. Так, например, владелица завода сельтерских вод Амчиславская не в состоянии была оплатить место в синагоге и продала его за 6 рублей. Молодежь в поисках работы устремляется на Донбасс.
Трудности и бедность было принято скрывать. Желаемое благопо¬лучие выдавалось за действительное. По улицам Деражни браво мар¬шировал оркестр под управлением энтузиаста Оси. Гремели бравурные марши.
Деражня тяжко перенесла голод 1932-1933 годов и эпоху репрессий. Нелепую трагедию страны, коварство строя, беспощадную маши¬ну коммунистических репрессий ярко и талантливо покажет спустя 60 лет уроженец Деражни кинорежиссер Аронович Семен Давидович во всемирно известном фильме «Большой концерт народов», или «Дыхание Чейнстокса», снятом в 1991 году.
А затем война, оккупация. Немцы вошли в местечко 11 июля 1941 года. Евреев согнали в гетто. На учет было взято 1848 человек. Всем приказали носить желтую звезду. Люди погибали в гетто от истоще¬ния. В сентябре 1941 года в один день было расстреляно на окраине местечка 1500 евреев (сейчас там установлен скромный обелиск). В 1942 года на рубеже сентября - октября гетто было ликвидировано. По различным данным гитлеровцы уничтожили 3814 евреев. Там же погибли 400 евреев, которых пригнали из Волковинецкого района.
Что осталось от прежней Деражни
В настоящее время в Деражне проживает лишь несколько еврейских семей. В 1985 году я с матерью посетил Деражню. Она показала мне улицу, на которой они жили, и место, где стоял их домик. Показала домик своей подруги Сони, с которой дружила всю жизнь, домик, в котором они, к счастью, пережили погром (в нем в те далекие годы была парикмахерская). Мы также побывали на старом еврейском клад¬бище, где похоронена ее мать, и посетили место, где гитлеровцы расстреливали евреев.
Теперь о маминой подруге Соне. В большой Сониной семье, куда нередко заходила мама, было четыре сестры и три брата. Мать запомнила не все имена, лишь Иду и Риву, сыновей Самуила и Григория. Ида, самая младшая, впоследствии вышла замуж за Давида Кобзона, и у них в 1937 году родился сын Иосиф, песни которого мы так любим слушать. На фото: Ида, сестра Иосифа Гелена и и ее дочь Дина. У ме¬ня хранится несколько фотографий юного Иосифа и его родственников, которые Соня регулярно присылала маме. Жила она в Одессе. Ее очень любил Иосиф и часто навещал.
Итак, Деражня дала Украине семью в которой родился Иосиф Коб¬зон, бывший чемпион Украины среди юношей по боксу, знаменитый певец и политический деятель. Он неоднократно избирался в высший законодательный орган Советского Союза, а в 1996 году - в Государ¬ственную думу России.
В 60-е годы в Деражне был создан Еврейский общественный комитет, который под руководством профессора Бирмана, выходца из этого местечка, организовал перезахоронение жертв. На средства, собранные выходцами из Деражни, был установлен обелиск, а также мемориал, который был открыт в сентябре 1970 года.
Памятником многим поколениям деражнянских евреев осталось старинное кладбище. Во время посещения Деражни в 1985 году мы с мамой побывали на нем в последний день Шавуот. Сюда пришло и приехало много евреев. Не все смогли найти могилы своих предков. Местный старожил, владеющий древнееврейским, еле успевал находить посетителям могилы. Местный шамес, переходя от надгробия к надгро¬бию, читал молитву Изкор, некоторые сами читали эту молитву.
На этом кладбище сохранились монументальные надгробия, отре¬шенные от нашей суеты. 200 лет назад крепкие руки еврея-камнереза воплотили, по-видимому, в изящных колонках и арках свое представ-ление о легендарном Иерусалимском Храме. Графичные надписи – воплощенный Кадиш. Покрытые нежным ковром мха и зеленой растительности, они как бы охраняют Вечный Покой усопших.
В дни, когда были написаны эти строки (январь 1998), в Деражне проживало около десяти евреев.

В пам"ятi Деражня вирина,

станцiя на рiдному Подiллi...

Микола Бажан

Деражня – Украинский город, центр Деражнянского района Хмельницкой области размещённое в юго-восточной части.

Население 10446 жителей (перепись 2001). Географические координаты: 49 ° 16 ' с.ш. 27 ° 26 ' в.д.

Город расположен на реке Волк, в 45 км от Хмельницкого.

Город основан в начале XVI века. Статус города с 1987 года.

Деражня имеет давнюю историю. Прежде упоминается в XV столетии и датируется 1431 годом. В 1614 году при короле Cигизмунде III городок получил Магдебуpское право. Повторно получил статус города в декабре 1987 года.

В 30-x годах XIX в. градостроительство Деражня было одним из центральных антикрепостнических движений на Подолье, возглавляемое Устимом Каpмалюком.

В 1896 году через Деражню был проложен железнодорожный путь и построена железнодорожная станция. Железнодорожная станция на линии Гречаны-Жмеринка-Подольская.

Сегодня в городе насчитывается более 80 предприятий. Работает 3 средние школы, 5 детских садов, профессионально-техническое училище. Есть три культурно-образовательные учреждения, музыкальная школа, районная больница и поликлиника. В городе издаются две газеты, выходит в эфир местное телевидения.




посилання:Дневник Пётр_Первый
Категорія: Культурне життя | Переглядів: 2114 | Додав: st_port | Рейтинг: 5.0/2
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Квітень 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наші Друзі
  • Официальный блог
  • Свадебный портал
  • Рух поїздів по ст.Деражня
  • guzei.com
  • Copyright MyCorp © 2024Сайт управляється системою uCoz